Публикация в журнале "Нижегородской образование"  №1  2011 г.

Дистанционное обучение – на сегодняшний момент одна из наиболее интенсивно развивающихся и все более распространяющихся форм обучения. Дистанционное обучение можно рассматривать как обучение на расстоянии, когда учитель и ученик разделены пространственно, а учебные процедуры осуществляются с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Вместе с тем, дистанционным можно считать такой вид занятий, который был доступен и много лет назад: например, при обучении программированию, по обычной почте отправлялись листинги программ, на них писались комментарии, указывался оптимальный путь решения, задавались вопросы, уточнялись неясности и результаты почтой же отправлялись обратно. Естественно, скорость обмена информации ограничивалась скоростью передачи почтового сообщения, и, даже если учесть, что оба участника данного процесса были весьма мотивированы не задерживая корреспонденцию, то все равно очередного сообщения приходилось ожидать около одной-двух недель. Однако, как представляется, данный процесс можно считать полноценным обучением, поскольку оба субъекта образовательного процесса – «ученик-учитель» – присутствуют, активно действуют. Необходимо заметить, что результативность проведенной работы была весьма высока, и все, обучавшиеся в данном режиме, более десяти лет назад назад, сегодня осознают, что своими профессиональными успехами в большой степени они обязаны дистанционному учителю.

Анализируя предлагаемое различными компаниями обучение, можно сказать, что у многих из них дистанционное обучение подменяется самообразованием. Так, предлагаемые по электронным учебникам самостоятельное изучение материала, предусматривает итоговый контроль обучающегося по автоматизированным тестам, с автоматическим же оцениванием. Контакт с преподавателем сведен к минимуму. В качестве примера можно привести заслужившую много негативных отзывов компанию IT, проводившую занятия по «обучению» учителей использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе. От собственно дистанционного обучения там «остался» только авторизованный вход в систему обучения. Далее предлагается читать с экрана компьютера некоторый текст, затем выбрать правильный ответ из нескольких, после чего вновь читать и вновь выбирать ответы. В целях контроля осуществляемого «дистанционного обучения» приезжал молодой человек, раздавал наборы листов, в которых необходимо было отмечать галочками правильные ответы. Затем, некоторое время спустя были присланы сертификаты, подтверждающие обучение «в дистанционном режиме». На всех этапах обучения контакт с преподавателем отсутствовал, обучение не предусматривало самостоятельной практики, творческой деятельности, разрешения нестандартных проблем.

Таким образом, собственно дистанционным обучением, можно считать только такой вид обучения, который предполагает постоянное систематическое взаимодействие учителя и учащихся.

Проанализируем возможности подобного взаимодействия между учителем и учеником.

Оговоримся сразу, что все дистанционные занятия можно разделить на два типа: занятия off-line и занятия on-line.

Off-line занятия проводятся c использованием таких средств, как форум, электронная почта, и т. д. сюда же можно отнести и кейс-метод, когда материалы занятий раздаются учащимся на электронных носителях. Общение, хотя и осуществляется с применением телекоммуникаций, однако проходит с задержкой во времени. Ряд организаций проводит занятия именно в таком режиме. Речь идет, например, о центре дистанционного обучения «Эйдос». Именно таким образом реализован и проводится учебный курс «Генетика человека» учителем биологии МОУ СОШ №7 г.Павлово Митрофановой Э. А. Разработанные задания отсылаются учащимся по электронной почте, ответы-рассуждения, ответы на тесты, схемы готовятся в текстовом редакторе и отправляются учителю также по электронной почте; комментарии на выполненные задания вновь высылаются ученикам. Подобным образом организованы и дистанционные курсы автора (Ворониной В.В.) «Программируем, играя», «Делаем мультфильм на компьютере», «Основы Web-дизайна»: учащиеся заходят на сайт курса, изучают теорию в режиме on-line либо могут скачать материалы курса в формате текстовых документов. Электронные тесты выполняются исключительно для самопроверки, а вот практические задания, предполагающие комментарии учителя, отправляются по электронной почте в форме файловых вложений. 

Преимуществами данной формы проведения занятий являются следующие: учащийся занимается в удобное именно для него время, тратит на выполнение работы ровно столько времени, сколько необходимо именно ему, учитель также может выбирать для себя удобное время работы.

Недостатками являются неоперативность решения проблем и сложность восприятия материала. Современные дети обладают клиповым мышлением. Мой педагогический опыт показывает, что в последние годы время восприятие письменных инструкций для достаточно большого количества детей становится все более сложным. Нередки случаи раздражения: «Не понимаю, что у Вас написано, объясните словами!». Когда же педагог заставляет читать пошаговую инструкцию: «нажмите, введите, запишите и т.д.» – у них все получается, и подобная работа заканчивается облегченным вздохом: «ну вот, теперь все понятно». Именно неумение работать самостоятельно является причиной того, что при проведении дистанционных занятий до конца доходит очень небольшая часть приступивших к работе детей. 

Еще одна проблема заключается в том, что при возникновении затруднений зачастую пара слов подсказки могут навести на правильный путь. Однако дожидаться этой пары слов приходится достаточно долго (хотя, конечно, и несравнимо меньше, по сравнению с обычной почтой!):  необходимо отправить электронное письмо, учитель должен его получить, ответить, каждый из субъектов должен находится в сети и т. д.

Многих из вышеперечисленных проблем можно избежать, используя занятия в форме on-line.

On-line занятие – это занятие в режиме реального времени. Такие занятия также носят название «синхронные». On-line занятие проводится с использованием таких средств телекоммуникаций, как виртуальный кабинет (например, в оболочке дистанционного курса), ISQ, mail-агент, Skype и т.д. Это, вероятно, одна из самых перспективных форм проведения занятий в дистанционном обучении.

Конечно, хорошо, когда имеется настроенная оболочка дистанционного обучения, где размещен разработанный курс, и предусмотрены все возможности коммуникаций, однако зачастую использование в дистанционной работе только программ мгновенного обмена сообщениями позволяет получить неплохие результаты.

Проанализировав различные on-line сервисы, можно сказать, что идеального средства подходящего всем одинаково и не имеющего недостатков, наверное, не существует. 

В случае когда занятие предусматривает большое количество учеников скорее всего, удобнее было бы использование чата. Сейчас чат может создать любой желающий, имеющий доступ к интернету. Для этого достаточно зарегистрироваться на чат-хостинге. Однако, большинство бесплатных хостингов предлагающих создание чата, сопровождают его рекламой никак не сочетающейся с учебным процессом, либо чаты имеют очень неудобный интерфейс (к последним можно отнести встроенный миничат для сайтов создаваемых в системе uCoz или на narod.ru). 

Наиболее приемлемыми для работы с детьми можно считать чаты, созданные на mpchat.ru или на chatium.ru. Условием регистрации чата на многих бесплатных сервисах является непременным отправление не менее тысячи сообщений в месяц. При регулярном и активном использовании чата в обучении подобное количество сообщений не является проблемой, однако при единичном и разовом использовании чат-сервисов поддержание подобной активности будет проблематичным. В связи с этим можно посоветовать создавать чат под конкретное занятие и использовать его в течении одной-двух недель. Затем при необходимости общения on-line по очередной теме заводить новый чат.

Для индивидуальной работы с одним дистанционным учеником возможно использование Mail-агента и ICQ. Этими способами ученик и учитель могут общаться в режиме реального времени на любом расстоянии – достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. С помощью программы ICQ можно вести беседу, отправлять и принимать сообщения, файлы и web-ссылки.

В случае же работы с небольшим количеством учащихся одновременно, (естественно также и при индивидуальной работе), одним из эффективных способов, является использование Skype. 

Программа позволяет: 

  1. Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями, так же как и в других программах вида ICQ, QIP или Jabber.
  2. При наличии микрофона и наушников просто разговаривать, подобно телефонному общению.
  3. Возможна организация конференции − одновременного общения с несколькими учащимися, как в режиме чата, так и голосовым способом.
  4. При наличии web-камеры, можно проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, но участие в видеоконференции ограничено количеством не более пяти участников. 
  5. Возможна оперативная пересылка прикрепленного файла.
  6. В последних версиях возможна демонстрация экрана.

Программа является бесплатной, свободно распространяемой и интуитивно понятной. История чата сохраняется на протяжении 6 месяцев, возможно снятие протокола. 

Мне в моей дистанционной работе наиболее удобным оказался Skype. Естественно, с помощью него и велась работа с учащимися в последнее время.

Занятия проводились в нескольких формах: только чат, чат с периодическим подключением аудио-общения, аудио-общение с обращением к чату при необходимости передачи письменной информации (ссылки на интернет-ресурсы, формулы), регулярные консультации, занимающие несколько минут (именно те две-три подсказки, которые помогают увидеть правильный путь к решению). В основном обучение проводилось в заочно-очной форме, с большинством учащихся встречались в школе, однако с одним из учеников, проживающим в Московской области очное общение отсутствовало совсем.

Работа велась по следующим направлениям:

1. Создание ученицей сайта «Моя семья и война» − общение в основном в режиме чата, регулярный обмен архивом, содержащим сайт в локальном варианте, комментарии по работе. Результат − участие в международном конкурсе «Цифровой ветер», диплом второй степени в международном конкурсе «Веб-страница семейной славы».

2. «Разработка авторской методики расчета социального компонента здоровья учащихся» работа ученицы 11 класса Вот здесь можно было бы добавить описание конкретного урока в предпочитаемой Вами одной или нескольких (было бы интересно для сравнения!) форме on-line обучения. (см. приложения Протоколы занятий, не знаю, стоит ли насколько это будет смотреться в статье) Общение в режиме чата, пересылка вариантов разработанной базы данных, пересылка вариантов научного отчета. Результаты: первое место в районной конференции «Одиссея разума», первое место в секции «Экология человека» областной конференции «Юный исследователь», поощрение в секции «Информационная культура» областной конференции. 

3. Ученик 7 класса «Пиратское и лицензионное программное обеспечение» участие в районной конференции «Одиссея разума»

4. Ученик 8 класса «Сравнение операционных систем семейства Linux, с целью использования в образовательном процессе» Результаты: первое место в районной конференции «Одиссея разума», второе место в секции «Информационная культура» областной конференции «Юный исследователь», публикация на сайте первой заочной всероссийской научно-практической конференции «Использование программного обеспечения с открытым исходным кодом в образовательном процессе и производстве. Проблемы перехода и решения».

5. Работа с учеником 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий» форма работы − в основном аудио-общение, с пересылкой файлов и передачей в режиме чата формул, без которых невозможно понять решение. Результаты ЕГЭ достаточны для поступления в МАИ, и МГТУ им. Баумана (На сегодняшний момент студент).

Нужно отметить, что временные затраты при подобной форме дистанционного общения несопоставимы с классно-урочной системой. Занятия идут индивидуальные, но и результаты достаточно высокие: участие в научных мероприятиях муниципального, регионального, российского и международного уровней. Работа в данном режиме, таким образом, очень эффективна для способных к самостоятельной работе, мотивированных учащихся. Подобная деятельность детей сама по себе является мотивацией на дальнейшую работу и приобретение новых знаний.

------
Авторские права на материалы, опубликованные на сайте vinforika.ru полностью принадлежат автору. При использовании/копировании ссылка на источник http://vinforika.ru обязательна.

Найти

Яндекс.Метрика